Четверг, 28.03.2024, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Смазневская средняя общеобразовательная школа

Визитка школы
Родителям
Учащимся
Учителям
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методическая работа учителя музыки Тагильцевой Т.Д
17.01.2012, 10:31
Т. Д. Тагильцева учитель музыки Алтайский край. Заринский район. МКОУ «Смазневская СОШ » «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ». «Музыкальное творчество детей самый действенный способ их развития» Б.В.Асафьев Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыка, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Музыка, как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное», является посредников между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу (как чем-то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей), необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души. Следует помнить: ученик – это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный. Недостаточно научить его каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Общие закономерности всякого творчества можно представить следующими фазами творчества: -накопление разнообразного жизненного опыта; -первоначальное интуитивное (неупорядоченное, смутное) его осмысление и обобщение; -сознательный первоначальный анализ и отбор результатов опыта с точки зрения их важности, существенности (рождение идей сознания); -стремление духовно изменить объекты опыта (воображение, волнение, верование); - логическая обработка и соединение результатов интуиции, воображения, волнения и верования с идеями сознания (работа рассудка); - обобщение и личная интерпретация всего процесса творчества в целом, уточнение и развитие идей сознания, их окончательная формулировка (работа разума и интуиция). Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, а с другой - формировать потребность в творчестве и общении с искусством. В основе теории развития творческих способностей учащихся лежит: * музыкально-педагогическая концепция Смолиной Е. А. , ведущим принципом которой является связь обучения и умение управлять процессами творчества на уроках музыки (и искусства в целом) с жизнью; *психологическая концепция Л .С .Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка; *теоретико-педагогическая концепция Б. В. Асафьева *концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б. П. Юсова; *психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М. Теплова.
* концепция Д.Б. Кабалевского который отстаивал позиции преподавания музыки как вида искусства, т.е. результата творческого отображения действительности в художественных образах. * труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального образования и воспитания В. В. Алеев , Т. Н. Китчак , Е. Д. Критской, П. Г. Сергеевой., Эльконина Б.Д , А Т. Шумилина. В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке? В педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, целью обучения которой является формирование понятийного мышления учащихся, применяются традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария. Возникающий дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к вышеперечисленным проблемам в обучении. Создание новой технологии предусматривает гармоничное распределение работы частей головного мозга, снижающей психоэмоциональную перегрузку учащихся за счет включения их в продуктивно-творческую деятельность. Новая технология предусматривает появление нового учебного компонента «продуктивно-творческое действие», и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли - Действия.



Если творчество понимается как, нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку, то это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.
В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности учащихся являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, особенности мышления и фантазии.
При выборе творческих приемов обязательно рекомендуется учитывать индивидуальные и возрастные способности учащихся.Поэтому вся деятельность носит характер от простого к сложному.
Новое издание программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского под редакцией: И. В. Кадобновой, В.О.Школяр, Г. П. Крицкой, Г.П.Сергеевой В. В. Алеев, Т. Н. Китчак, претерпело некоторые изменения, вызванные объективными условиями социокультурных потребностей учащихся. Принцип вариативности, заложенный в данной редакции программы и использование цифровых образовательных ресурсов, УМК, позволяет планировать продуктивно-творческую деятельность на уроке как продолжение изучения музыкального искусства на уровне художественного обобщения. Таким образом, продуктивно-творческая деятельность не противоречит основным принципам построения программного материала, а позволяет решить проблемы эффективности усвоения изученного на уроке.
Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего возраста. Если творчество понимается как, нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку, то это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.
В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности учащихся являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, особенности мышления и фантазии.
При выборе творческих приемов обязательно рекомендуется учитывать индивидуальные и возрастные способности учащихся. Поэтому вся деятельность носит характер от простого, к сложному.
В технологии творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе. 1 этап (1-класс). Личностная позиция учащихся « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке. 2 этап (2 -3 класс). Формируется личностная позиция « Я - творец». Целью данного этапа является – воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. 3 этап (4 классы). Формируется личностная позиция «Я – исследователь» Цель этого этапа – результат – расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления. Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося. Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач: - воспитание интереса к музыкально-художественному искусству; - развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся; - формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки. Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства: - принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости; - принцип культуросообразности; - принцип природосообразности (от игры к творчеству); - принцип единства воспитания и образования, - принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования; - комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни; - одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания). Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения. С этой целью используются разные формы общения ребенка с музыкой, виды исполнительской деятельности. Например, учащимся: 1 класса предлагаются задания на интонационно выразительное прочтение стихотворений, передачу разного настроения и импровизацию мелодий на стихи; предлагается исполнить с одноклассниками песни, изображая ее персонажей; 2 класса — разыграть с друзьями народную песню-игру, украсить мелодию «Камаринской» звучанием народных инструментов, сочинить мелодию к песенке – закличке; 3 класса — представить себя дирижером оркестра и найти жесты, соответствующие характеру музыки; 4 класса— представить себя режиссером спектакля и определить характер отдельных эпизодов сцены. Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. Они понимаются как форма «первотворчества, фокусирующая силы души, ума и памяти» (С.Л.Долгушин). При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. Например, основные этапы процесса создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Музыка осенней прогулки» в 1 классе по теме «Музыка осени»: 1 этап - звуковой анализ выбора музыкального инструмента (учащимся необходимо выбрать инструменты, которые могли бы озвучить шорох листьев, капли дождя, дуновение ветра, шум шагов взрослого и ребенка); 2 этап - поиск звуковых сочетаний, ритмов, которые могли бы передать эти образы; 3 этап - художественное оформление импровизации (с помощью учителя ученики придают импровизации законченный вид); 4 этап - исполнение импровизации индивидуально, по группам (не играющие в данный момент дети выступают в качестве слушателей); 5 этап - самооценка с позиции исполнителя, слушателя и оценка учителя. Такая организация позволяет активно включать в процесс обучения учащихся, развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в классе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке музыки. В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли : - художников: 4 класс «Нарисуй свои зрительные впечатления о художественном образе О. Мессиана. Пастухи, по теме: «Цвет и звук: музыка витража»; -драматургов: 3 класс – Подбери рисунки по теме «Веселое рондо», » по теме «Бег по кругу; рондо»; - композиторов: 3 класс «Придумай ритмический аккомпанемент к песне, прохлопай или сыграй его на любом музыкальном инструменте» по теме «Легко ли быть музыкантом исполнителем?; - музыкантов и дирижеров оркестра – 4 класс «Исполните песню «Наш оркестр» на шумовых инструментах выберите, дирижера, по теме «Симфонический оркестр»; - актеров - исполнителей - 2 класс «Исполни частушки по ролям, придумай свой аккомпанемент, исполни на уроки», по теме «Школьные частушки». Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды, и взаимодействие со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Участвуя в играх, драматизации музыкальных произведений дети получают навыки работы в группе. С первого класса учащимся предлагаются разнообразные задания: Поиск созвучных музыке художественных ассоциаций связан с выразительным чтением стихов, сочиненикм простейших мелодий, пластическим выражением характера музыки, изобразительной деятельностью – от восприятия картин к собственным рисункам. Проблемные вопросы, обращенные к юным «композиторам», исполнением, исполнителем, настраивают их на размышления о музыке. Детям предлагается высказать свое отношение к различным музыкальным явлениям, сочинением, создавать собственные оригинальные исполнительские интерпритации. Например: 1 класс тема: «Музыкальная азбука» - (Придумай слова, в которых есть слоги названия нот. Нарисуй то, что эти слова обозначают); 2 класс тема: «Зима – поэт, художник, композитор, (Закончи рисунок «Зимние забавы») ; 3 класс тема: «Картины природы в музыки» - (Рассмотри внимательно первые фразы из 1 и 2 части песни попытайся движением руки передать характер движение аккомпанемента .) В вокально - хоровой работе исполнение песен можно сопровождать танцевальными движениями, притопами, прихлопами, ведением хоровода. Одним из условий, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации. Личная вовлеченность, осмысленность и действенность творческого поиска задают целостность мыслительного процесса. Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством: - внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: вокальная, театральная студия, коллектив народного творчества, танцевальная студия); - внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности; - коллективное посещение концертов , театров, музеев. При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант. Для повышения эффективности методов и приемов активизации учащихся применяются разнообразные средства обучения: используется индивидуальный раздаточный материал, наглядно демонстрируется алгоритм изучения темы, составляются структурно-логические схемы, применяются современные технические средства. Так, например, в начале 2 класса учащиеся знакомятся с «Картой музыкальных прогулок». В ходе знакомства ребята вместе с учителем обговаривают маршрут, соответствующий изучаемым темам, препятствия, которые могут возникнуть на намеченном пути, отправную и конечную цель путешествия. Такое знакомство с алгоритмом изложения учебных тем помогает лучшему пониманию того, чем придется заниматься на уроках музыки в течение года. При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве. Методологической основой при создании данной технологии является выделение музыкальной деятельности как условия и способа, позволяющей организовать взаимодействие «учитель - искусство - учащийся». Звено «искусство - учащийся» является определяющим.
РЕЗУЛЬТАТЫ
-Предметные :
- Учащиеся приобретут элементарные умения и навыки в различных видах учебной – творческой деятельности.
- Метапредметные:




- Получат первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно – нравственном развитии
- Научатся продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
- Научатся использовать музыкальные образы при создании театральных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально хоровых произведений.
- ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Научатсяся реализовывать творческий ПОТЕНЦИАЛ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ПРИ ВОПЛАЩЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ;
- Позитивно самооценивать свои музыкально – творческие возможности
-Повысился уровень творческой деятельности, внимание, развитие памяти, гибкость мышления, познавательная активность, творческое воображение, организованность, коммуникативные навыки;
Приобретенные умения используются вне занятий; У детей повысилось желание импровизировать, творчески самовыражаться. Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев ) - одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание). В технологии творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр колыбельной песни в 1 классе (тема «Колыбельная», учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают русскую народную музыку. Разучивая песни современных авторов, например: композитор Хренников «Спи моя Светлана» и др., учащиеся исследуют жанр композиторской песни с точки зрения современной культуры, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего.
Категория: Мои файлы | Добавил: смазнево
Просмотров: 1783 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz